В 1930 году при тресте «Мосгорсвет» заработала фабрика светохудожественных работ. Как производственное предприятие, она стала первой государственной единицей в СССР, профессионально занятой оформлением города
Мосгороформление» занималось изготовлением вывесок, кронштейнов, брандмауэров и перетяжек
Перетяжка на Кузнецком мосту
В 1935 году Моссоветом был создан Московский городской трест внешнего оформления – «Мосгороформление». В задачи треста входило архитектурное, художественное и световое оформление
Декоративная установка «Метрополитен» в Охотном ряду. 1 мая 1932 г.
Основная задача, поставленная перед «Мосгороформлением», заключалась в политическом оформлении центральных площадей к революционным праздникам
Декоративная установка «Интернационал» на Лобном месте
К выборам в Верховный Совет СССР «Мосгороформление» участвовал в оформлении избирательных участков
Световая проекция на стене здания. Ноябрь 1935 г.
Ноябрь 1935 г.
Декоративная установка на Лобном месте
Ноябрь 1935 г.
Ноябрь 1935 г.
В конце 1920-х годов в недрах московского правительства возникла идея создания первой в стране фабрики по изготовлению рекламы и городского оформления. Как следствие в 1930 году при тресте «Мосгорсвет» была организована фабрика свето-художественных работ. Фабрика стала первым отечественным предприятием профессионально, на промышленном уровне, занимавшимся оформлением города, разработкой и созданием рекламы
В 1935 году, когда жить стало лучше и веселее, а компания по превращению Москвы в «образцовую столицу социалистической Родины» активно набирала обороты, Моссоветом был создан трест «Мосгороформление», в состав которого была передана фабрика свето-художественных работ. В задачи треста входило внешнее архитектурное, художественное и световое оформление города. В 1937 году трест, помимо изготовления вывесок, кронштейнов и брандмауэров стал оформлять пролетарских праздников — 1 мая, 7 ноября, всевозможные политические компании, выборы в Верховный Совет СССР
В 1940 году фабрика полностью осваивает производство высоковольтных газосветных трубок
Оформление фасада Центрального телеграфа к 1 мая
С началом Великой Отечественной войны привычная жизнь Москвы резко изменилась. 24 ноября 1941 года в городе было объявлено осадное положение
Маскировка здания Большого театра. 1941 г.
Многие уникальные здания и объекты завешиваются маскировочными сетками, которые изготавливаются вместо праздничных брандов «Оформительским комбинатом»
Маскировка здания Большого театра. 1941 г.
К июньскому Параду Победы 1945 года на Лобном месте воздвигается грандиозный действующий фонтан, увенчанный фигурами рабочего и колхозницы, украшенный гирляндами зелени и живыми цветами
Городское хозяйство Москвы быстро восстанавливается после тяжелых военных лет. Столица победившей страны просто обязана была соответствовать своему высокому статусу. Город украшается в стилистике забытой было эклектики с использованием дорогостоящих материалов
Оформление фасада здания Исторического музея в дни празднования 800-летия Москвы. 1947 г.
Арсенал приемов и методов праздничного оформления в послевоенные годы был не слишком велик. В основном это флаги на зданиях и перетяжки с лозунгами, серии портретов вождей, а в колоннах демонстрантов – транспаранты, эмблемы предприятий на единичных автомобильных установках
В 1945 году «Мосгороформление» по заданию правительства оформил Красную площадь к Параду Победы, который состоялся 24 июня
К началу 60-х годов объемно пространственные конструкции на московских улицах и площадях принимают подчеркнуто монументальный характер
Оформление Красной площади к 1 мая. Шестидесятые годы
Упрощенность формы, локальность цвета, плакатность и символичность образного решения – все это становилось отличительными чертами новой стилистики оформления столицы
Оформление Красной площади к 1 мая.
Улица Горького в праздничные дни 1945 года
Торговый киоск «Особгастронома» на Пушкинской площади. 1947 г.
На время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов вся Москва была превращена в гигантское театрально-выставочное пространство. Художник К. Кузгин разработал эмблему фестиваля, получившей всемирную известность: пятилепестковый цветок – символ единства молодежи пяти континентов
Световой кронштейн на опоре освещения
Парки и улицы Москвы, а также акваторию Москвы-реки украсили живописные панно, объемно-декоративные конструкции и установки, трансформирующиеся свето-кинетические устройства
Оформление въезда в город. 1957 г.
Ко времени проведения фестиваля тенденция внешнего дорогостоящего украшательства уже сошла на нет, появились новые облегченные металлические конструкции, тонкие покрытия из синтетических материалов
Фестивальная перетяжка на Садовом кольце. 1957 г.
Особое внимание художники и архитекторы уделили оформлению мест проведения фестиваля – стадион в Лужниках, ВДНХ, ЦПКиО им. Горького
Садовое кольцо, 1957 г.
В 1957 году в Москве случилось то, что как казалось совсем недавно, произойти в принципе не могло. Железный занавес поднялся на время проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В столицу впервые с 1917 года хлынул поток иностранной молодежи
Карнавальный поезд состоял из 120 подвижных декоративных установок, на которых одетые в национальные костюмы, студенты пели и танцевали
Конец 60-х и начало 70-х годов прошлого века были непрекращающейся чередой советских юбилеев. Каждый из них отмечали небывалой помпой. Все началось с 50-летия Октября
Роспись крупноформатного панно вручную художниками «Мосгороформления»
Вместе с советскими юбилеями пришел новый этап в развитии декоративно-праздничного оформления. Комплексность, монументальность и небывалый размах стали главными его тенденциями
Роспись крупноформатного панно в ручную художниками «Мосгороформления»
Праздничным оформлением столицы к 50-летию Октября занимались «Мосгороформление», архитектурно-проектные мастерские, а также бригады районных художников под руководством ГлавАПУ
Роспись крупноформатного панно художниками «Мосгороформления»
Изумляющие своими размерами огромные брандмауэры и сетки с советской символикой активно использовались в оформлении города. Ими к юбилейным событиям декорировались все здания центральной части города, фасады промышленных зданий
Роспись крупноформатного панно художниками «Мосгороформления»
Работа по их созданию делалась вручную художниками и специалистами «Мосгороформления» при полном отсутствии специального оборудования и техники. Размеры этих панно достигали 1000 кв. м
Роспись крупноформатного панно художниками «Мосгороформления»
Для создания таких крупноформатных панно комбинат арендовал стадионы. А кинотеатры в ночное время использовались для проецирования портретов вождей с экрана на сетку, и десятки художников тщательно обрисовывали каждую деталь изображения
Роспись крупноформатного панно художниками «Мосгороформления»
Всеобщее внимание привлекало оформление Центрального телеграфа. Светодинамическая установка, смонтированная на здании позволяла воспроизводить различные изображения вместе со звуковым рядом. Эта аудиовизуальная программа воспроизводилась непрерывно по кругу
Авторы проекта «Световые картины» художник М. Жижко и инженер В. Хирнов
Портреты Ленина размещались повсюду, наряду с лозунгами «Ленинизм - наше знамя!»
Изображения Ильича исполнялись, как правило, в технике «сухая кисть», которая сочетает живописные и графические приемы и была достаточно устойчива к погодным условиям
Здание ГУМа
Здание ГУМа
Тройные гирлянды на перетяжках, подсвет деревьев вдоль трасс дополнили комплексное оформление Кутузовского и Калининского проспектов
Новый Арбат
Свет выборочных окон здания СЭВ составлял отлично воспринимаемые на расстоянии юбилейные цифры
Светографика на Новом Арбате
Новейшая осветительная аппаратура, люминесцентные и газосветные трубки позволили создавать довольно сложные объемные световые композиции
Газосветная вывеска и витрины магазина
Кинетическая композиция из никелированных трубок «Атом». Огромный висящий в воздухе ажурный шестиметровый шар вращался, переливался под музыкальное сопровождение на первом в мире электронном инструменте терменвоксе
Световая динамическая конструкция «Атом», архитектор В. Колейчук, инженер Г. Рыкунова
В 70-е годы «Мосгороформление» по заказу «Внешторгрекламы», «Авиарекламы» установило множество рекламных щитов и газосветных крышных установок различных предприятий стран – членов СЭВ. Монтировалась эта реклама на главных трассах, ведущих в аэропорты, а изготавливалась на отечественных предприятиях
Тематическое световое оформление торца здания
В 1971 году на 24 съезде КПСС Леонид Брежнев заявил: «Сделать Москву образцовым коммунистическим городом – это дело чести всего советского народа!»
Первомайский парад на Красной площади. 1981г
В целом праздничный декор 70-х годов был переходным периодом. Рядом с традиционным кумачом, фанерой, холстом все большее распространение получили новые синтетические материалы, цветной пластик, разнообразные фактурные покрытия
Первомайский парад на Красной площади. 1981г
Технические части конструкций продуманно маскировались. Произошел постепенно отказ от монументальных тяжеловесных форм
Первомайский парад на Красной площади. 1981 г.
Два события 1980-х годов стали определяющими для всего десятилетия – XXII Олимпийские игры и XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Комплексную схему и эскизные проекты по комплексному оформлению Москвы по заказу олимпийского оргкомитета разрабатывались под управлением ГлавАПУ. Столь глобальное комплексное решение оформления праздничных мероприятий стало беспрецедентным новшеством для столицы
Все объекты наружной рекламы и оформление города к Олимпиаде-80 были изготовлены и смонтированы на местах «Мосгороформлением». В первую очередь на трассах следования участников Олимпиады, а также на территориях, прилегающей к стадионам и к Олимпийской деревне
Крупномасштабное панно на фасаде здания «Эстафета Олимпийского огня». 1980 г.
К Московской Олимпиаде 1980 года был разработан фирменный стиль, помимо официальной атрибутики МОК. Талисманом Олимпиады-80 был медвежонок Миша, державший в лапах хлеб-соль на вышитом полотенце
Эмблема Олимриады-80 и ее талисман. 1980 г.
В олимпийские цвета были окрашены флаги расцвечивания, декоративные стяги и перетяжки. Все это придавало площадям и улицам красочность и нарядность
Улица Горького. 1980 г.
«Правда» писала: «Невидимая глазу гигантская призма, преломив лучи света, разбрызгала по всему городу цвета спектра – голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный»
На улице Горького. 1980г
На территориях, прилегающих к спортивным объектам, устанавливались объемно-пространственные конструкции с официальной эмблемой Олимпиады-80 и талисманом Мишей
Автором Олимпийского Мишки был московский иллюстратор детских книг Виктор Чижиков
Эмблема Олимпиады-80 – пять олимпийских колец и устремленные вверх линии, символизирующие беговые дорожки, со звездой вверху – стилизация Спасской башни Кремля
Автор эмблемы – В. Арсентьев, тогда студент Строгановского училища
Газосветный кронштейн «Олимпийский огонь» на опоре освещения. 1980 г.
Олимпийский девиз изготавливался в самой разнообразной технике: объем, аппликация, графика
Олимпийский девиз на электронном табло «Публиколор» на пл. Маяковского
Электронное табло «Публиколор» на пл. Маяковского
«Мосгороформление» активно занималось новогодним оформлением столицы. По всему городу украшались елки, на опорах освещения монтировались гирлянды. «Мосгороформление» занималось декорированием елочных базаров праздничной торговли, изготовлением гигантских панно, транспарант-перетяжек на новогоднюю тематику
Новогодняя елка у Большого театра
«Мосгороформление» занималось декорированием елочных базаров праздничной торговли, изготовлением гигантских панно, транспарант-перетяжек на новогоднюю тематику
Новогодняя елка у Большого театра
Но особое праздничное настроение создавали новогодние ели, которые устанавливались на всех главных площадях Москвы и в парках. Из подмосковных леспромхозов привозили самые большие и красивые ели
Новогодняя елка у Большого театра
Ели украшали надувными шарами, объемными пластиковыми и плюшевыми игрушкам, флажками с изображением новогодних персонажей. Но главным и обязательным украшением макушки ели была красная пятиконечная звезда
Новогодняя елка у Большого театра
Иллюминационные гирлянды были выполнены из обычных ламп накаливания
Новогодняя елка у Большого театра
В 80-е годы, несмотря на отдельные интересные находки, оформление, как на Новый год, так и на другие праздники, постепенно становилось однообразным и типовым. Это происходило из-за эксплуатации одних и тех же идей и стандартизации оформительских приемов. Единственное, что менялось – это тематический обязательный элемент. На 1 мая – красная гвоздика, на 7 ноября – красная звезда, а в Новый год – белая снежинка, опять же на красном фоне. Городское оформление тоже погружалось в «эпоху застоя»
Площадь 50-летия Октября (Манежная площадь)
Площадь 50-летия Октября (Манежная площадь)
Кронштейн на опоре освещения
В жизни страны в целом происходят значительные перемены под новыми лозунгами: гласность, политический плюрализм, окончание «холодной» войны
Оформление Садового кольца. 1990 г.
80-е годы характеризуются бумом стихийного развития рекламного рынка. И в первую очередь наружной рекламы. Появляется множество вновь созданных рекламных агенств, которые буквально обрушивают свои рекламные сообщения на абсолютно свободное к восприятию сознание 280-миллионной аудитории потребителей
С вступлением на пост Генерального секретаря КПСС Михаил Горбачев взял курс на реформирование экономической и политической системы в СССР, получившая название «Перестройка»
Крупноформатное панно. 1987 г.
1990 г.
В приемах городского оформления, наоборот, ничего не изменилось. Те же транспарант-перетяжки, разнообразные щитовые конструкции
Пл. Белорусского вокзала. 1990 г.
Поменялись только идеологические лозунги, содержание и стилистика которых перекликается с 20-ми годами — время становления Советской власти
Пл. Белорусского вокзала